Последнее обновление - 20 ноября, понедельник  |  Внести в избранное  |  Написать письмо
e-n-d.ru - Энциклопедия нашего детства
Отправь другу открытку
Поздравительные открытки
Поздравьте своих друзей открытками из вашего детства!

Вход для своих:

Регистрация
Забыли пароль

Наш артефакт

Пионерская пилотка
Пионерская пилотка

Случайное фото

Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»
Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»
Главная \ Рубрикатор \ Разное \ Спорт

Спорт

перейти к списку

Велосипед

На самых первых порах, когда ребенок еще пешком под стол ходил, родители покупали ему небольшой трехколесный велосипед «Малыш», оранжевого или красного цвета.  Сиденье этого средства передвижения было оснащено спинкой. Очень удобная вещь и для ребенка, который мог откинуться назад, разъезжая по двору, и для родителей, - им спинка служила переносной ручкой. Велосипед отличался надежностью - даже спустя несколько лет, когда коленки уже упирались в руль, он мог служить самокатом.
 
Подросшему чаду требовалось новое транспортное средство. Обычно приобретался  велосипед «Левушка», либо более поздняя модель «Левушка-2». Хоть он и был двухколесным, тем не менее, оснащался двумя дополнительными маленькими колесиками, которые прикреплялись на задний скат. Особенно занятной оказывалась езда на «Левушке» на двух колесах: высокий профиль резины давал мягкий ход, однако интенсивный педаляж заставлял седока скакать на велосипеде. Следующим велосипедом, который обычно поступал в эксплуатацию мальчишек и девчонок был «Школьник». Главный недостаток этого велика - ненадежная задняя втулка. Несколько месяцев катания делали невозможным быстрый старт на этом аппарате, а благодаря прокручиванию педалей и вечно спадающей цепи,  многие папы становились механиками со стажем. В 1982 году появилась еще одна  модификация «Школьника» с высоким рулем, вытянутым сидением, багажником и немного измененным дизайном педалей.
 
После того, как раздолбанный «Школьник» выкидывали на помойку или отвозили на дачу, его место занимала «Кама», «Салют-С», «Уралец» или «Урал».
 
«Кама» - тяжелый велосипед без рамы, щедро обклеенный блестящими наклейками и создающий иллюзию чего-то «импортного».
 «Салют-С» - складной велосипед, удобный для перевозки как в машине, так и в общественном транспорте.  Некоторым счастливцам родители покупали велосипед «Уралец». В отличие от «Камы» и «Салюта», у  которых рама изначально была «дамской», «Уралец» и «Урал» разделялись «по половому признаку». Они предназначались для настоящих мужчин.  Еще одна занятная модель велосипеда - «Сура». Этот велосипед выглядел как «Урал», но с дамской рамой.
 
Владельцы велосипедов «Старт-Шоссе», «Спорт», «Спорт-Шоссе» вызывали во дворах неизменное уважение. Ведь их  велики были одного формата  - с рамой. Однако эти велосипеды вызывали трепет, а их владельцы обладали фантастическими знаниями в, казалось бы, недостижимой теме – мотоциклы и мопеды. Спортивки – отдельный класс, особенно велики на трубках. Особым шиком считалось прокатиться на спортивке и не забыть, что тормозится она ручными тормозами, а не педалями.
Из редких моделей стоит выделить велосипед «Десна», аналог «Камы», но с  другим  дизайном рамы.
 
Ну и конечно же велосипеды украшали и совершенствовали  кто как мог. Самые популярные элементы тюнинга:
 
·        На колесо  крепились два и более катафота
·        Спицы колеса оформляли с помощью деталек из детских конструкторов (маленькие белые пластиковые брусочки с пазами)
·        из прищепок и картона делались трещотки для колес  
·        Из резиновых ковриков сооружались брызговики
·        Для красоты руль можно было обклеить синей, красной или черной изолентой.
·        Полоска из камеры на втулке переднего и заднего колес (для чистоты)
 
Те же, кому изолента  на руле казалась недостаточно изысканным украшением, решались на более изощренную переделку. Например, на   демонтаж багажника или  «подъем» крыльев для придания велику вида спортивного мотоцикла класса «эндуро». Некоторые обклеивали сидение  бахромой. Кто- то прикреплял динамо-машину и работающую от нее фару. Зеркало заднего вида тоже казалось необходимым элементом велосипеда. А кто-то прикреплял на велосипед корзинки спереди и сзади для перевозки грузов. Некоторые умельцы шли дальше и устанавливали  автомобильный руль вместо  велосипедного.
 
Ну и разумеется, каждому владельцу велосипеда навсегда запомнятся такие необходимые мероприятия, как  шиномонтаж, докачка колес и смена резинок на золотнике, выправление руля, натяг цепи и ее постановка на место, ликвидация «восьмерок».
 
Но  мало было обладать красивым и модным велосипедом. На нем нужно было уметь ездить. Чтоб произвести впечатление на приятелей и, конечно же, девчонок, ребята во дворе демонстрировали искусство акробатики.  Особенно ценилось умение красиво оттормозиться с разворотом, проехать в сложном месте или прыгнуть с трамплина. Трамплином могло послужить любое  возвышение – холмы, горки и пригорки. Чем выше препятствие, тем эффектнее прыжок.  Ну а постановка велика на дыбы – обязательный показательный элемент.


Обсуждения на форуме:

Обсудить на форуме


Мнение автора статьи может не совпадать с мнением читателей. Прошлое у нас общее, взгляд на него разный. Вам кажется, все было совсем не так? Если вы хотите развить и обсудить затронутую здесь тему, добро пожаловать в форум.

Если у вас есть конкретные дополнения или ссылки, которые обязательно должны быть в этой статье, оставьте свой комментарий ниже. Если комментарий не отвечает этим требованиям - он будет удален или перемещен в форум.


Дополнения к статье:

16.05.2006 | Вадим (tvo)
несколько добавлений:
1) Забыли про велосипед "Салют" (не скоадной).
2) Еще был аналог Камы под названием "Аист".
3) Помимо "Левушка-2" был очень распространен "Мишка" или "Мишутка" (не помню точно) и "бабочка"
4) Полоска из камеры на втулке переднего и заднего колес (для чистоты) -- делалась из линолиума. Также из линолиума делались брызговики.
5) Спицы колеса оформляли с помощью тонких проводов намативая их на две соседние спицы.

17.05.2006 | Ренат (r80)
А у меня первым велосипедом был велосипед "Дружок". Поначалу к нему прикручивались по бокам два пластмассовых колеса. Затем они немного отгибались, чтобы я учился ездить на двух колёсах, но с подстраховкой. Потом же эти дополнительные колёса откручивались, и велосипед из четырёхколёсного превращался в двухколёсный. Главным достоинством велосипеда, как я тогда считал, были ненадуваемые (и, соответственно, несдуваемые) колёса и небольшой размер.
После "Дружка" я пересел на "Орлёнок". Он уже был с большими колёсами и имел тормоз на заднем колесе, срабатывающий при прокручивании педалей в обратном направлении.
17.05.2006 | Евгений Гребенев (Е.В.Гений)
Знач, так.

У мя были "вЕлики": 2-колёсный с колёсиками (до сих пор на огороде ржавеет) и "Орлёнок" (1986...92). Всё остальное прошло мимо.

"Малыши" мне попадались только зелёного цвета и без спинок на сиденьях. Были, как минимум, трёх модификаций: с круглыми "осями", с подножками и с кузовом-самосвалом.
Были ишшо такие "вЕлики":
"Колибри" (колёса со сплошными шинами, сиденье со спинкой, которая служила и стояком);
"Кроха" (типа "Мишки").
Из "Школьников" особено мне нравился с синей/голубой рамой и жёлтыми крыльями. Мы, когда играли, его считали милицейским.
"Орлёнки" делились на "мальчуковые" ("Орлёнок", обычно синие или зелёные) и "девчачьи" ("Ласточка"?, красные).
Не назвали "Спутник" и "Турист" ("шоссейники" с ручными передними и задними тормозами).

Касательно чистоты втулок. У меня колечки были из войлока.
Зеркало быстро ушло с руля, т.к. сормался держатель.
Катафоты тоже быстро отлетели (а остатки банально скрали).
Был даже нумер на "Орлёнке": 5241 (белый). Тоже спёрли, только удостоверение осталось.

Насчёт цепи. На "Орлёнке" к 1990-м она начала спадать регулярно, т.к. сам велик изогнулся во всех возможных плоскостях. И гремел/скрежетал так, что и звонка не надо было (который тоже к тому времени пришёл в негодность) :) В последний раз я видел свой "велик" в 1996. До сих пор не могу выбрать новый.

ОФФТОП! А брусочки эти я помню: был набор у меня - "Фантазия-1" :)
19.05.2006 | Катюшка Малашенко (Yellow Elephant)
А в Казахстане вместо "Малыша" у нас был "Балдырган". Когда коленки за руль уже не помещались - тоже превращался в самокат. Гоняли на нем до такого, что даже такой надежний велик прихо дилось чинить сваркой. А "Кама", кстати, тоже складная была.
20.05.2006 | Игорь (блэкер)
Я тюнинговал дешевую "каму" цепями и перевернутыми крестами, потом приделал брызгалку, наполняемую искусственной кровью (дешевым вишневым соком).
21.05.2006 | Ghost (Ghost)
"Десна" был не такой уж и редкий.
У меня была Кама. Сейчас она покоится внутри фундамента гаража. Одно время мы приматывали к велику пузырёк от одеколона (шампуня и т.п.) вверх ногами, перед этим заливая его водой. И катались как на мопеде (мотоцикле) пока "бензин" не кончится. Потом опять заливали. :)
А "Спутник" есть у моего отца. Он его ещё в 70-х купил. Многоскоростной. До сих пор ездит нормально.
23.05.2006 | Ольга (olga_nilova)
Как же не вспомнить замечательный велик "Школьник". Что-то между "Малышом" и "Салютом". Когда мне его подарили родители я решила, что это первая ступень во взрослую жизнь. Кататься на двухколесном велосипеде я не умела и поэтому он ассоциируется с содранными вкровь коленками и локтями.
25.05.2006 | Лина (Лина По)
Лично у меня был Салют. Зелёный. У подружки красная Кама, которая мне нравилась больше, т.к. колёса были меньше и шире - следовательно выше проходимость. Она, кстати, тоже складывалась пополам, как и Салют.
Показателем умения кататься на велике была способность держать руль одной рукой.
А ещё была опасность, если тебя кто-то катал на багажнике, угодить ногой между спицами.
27.05.2006 | Стас (stas274)
В школе начанали с Орленка, был голубого цвета, прибалтийский, на нем еще написано было на их языке. Дальше в Москве пересажывались на зеленые Салюты и оранжевые Камы. Камы ценились больше. У Салюта колеса были как у Олренка, у Камы меньше, но толще, и при вераже постояно задивала педаль в нижнем положении об освальт. Еще была Десна, почти как Кама, только рама в изгибе не острым углом как у Камы, а закругленным. Ну а мне вообще повезло, купили родители с рук за 125 ре Скиф - это красный Салют выпущенный к Олимпеаде, но Очень красивый. И почему забыли велосипед для взрослых -Украина? Мне кажеться упомянутые мною марки были самыми распространенными, по крайней мере в Москве.
08.06.2006 | Евгений Шевченко (Шефф)
В раннем детстве был дивный велосипед (трехколесный)у которого все колеса были одного размера, после небольшого апгрейда превращался в двухколесный. Потом были мечты о "Школьнике", но купили сразу "Уралец".К теме велосипедных развлечений относилась еще игра в догонялки с разными вариантами запятнать участника дотронувшись рукой, задеть передним колесом велосипеда и попасть из "брызгалки"(флакон из по концелярского клея и колпачка от шариковой ручки) ну и катание без рук конечно. Получалось кататься без рук по гравийной дороге, по асфальту с поворотами. Чувствовал тогда себя немеряно крутым перцем.
Сейчас наверное убился бы.
09.06.2006 | Евгений Овсянников (oea_mrast)
Были и "Малыш", потом "Дружок",потом отцовский "Аист". А еще помню "Аист" был трех видов: "взрослый" - с рамой, дамский, и "детский" - аналог "камы" или "десны" не помню уже, все три видел в живую, а "взрослый" "Аист" до сих пор служит верой и правдой на даче (почти 40 лет).
P.S. забыли "Украину", "Дорожный".


15.06.2006 | Екатерина (Сибирская)
С велосипедами у меня как-то всегда не клеилось. :) На старом "Олимпике" не было тормозов, тормозить приходилось ногами по асфальту. На нём-то я и въехала на большой скорости с горки в грузовик. После, на складной "Каме" задела и сломала зеркало автомобиля, потом, сидя на багажнике "Туриста", случайно сунула ногу в колесо.. Из двух соседних домов велосипед был только у меня, на нём двумя дворами катались по-очереди. Мои родители давали соседским детям "Каму", даже когда меня не было дома. :))
18.06.2006 | Дмитрий (Ростовчанин)
Ещё забыли про "малышовский" велосипед "Зайчик" - был у меня такой году так в 1982-м, учился на нём ездить, лет 5 мне было... Потом пересел на "Салют" - обычный, не складной - до сих пор служит дальним родственникам верой и правдой... Помню ещё украшали спицы "свистульками" - продавались надувные шарики "Шмель" - обычный надувной шарик с пластмассовой вставкой - когда надуешь его и отпускаешь - летал по непредсказуемой траектории с противным воем :-) Так вот эти вставки из шарика выдирались, разрезались вдоль и надевались на спицы [а лучше - на каждую спицу:-)))] Эффект был для нас потрясающим - на небольшой скорости эти "свистульки" ездили к втулке, а потом обратно к ободу колеса и мелодично об обод стукались, ну а на больших скоростях, под действием центробежной силы они были около обода, создавая , как мы говорили, "кайфовой вид"....
26.06.2006 | Сергей Прокофьев (nemetz)
А у нас в городе (Даугавпилс) делали трёхколёсный велосипед Sparite, на нём была какая-то стрекоза нарисована. А Орлёнок делали в литовском Шауляе
06.07.2006 | Ира (ira1980)
А у меня были: на самой заре детства - трехколесый "Бим", потом "Дружок" (синенький, типа мальчиковый, но мне так больше нравилось:)), а потом Десна, сначала мамина, затем своя...
16.07.2006 | алекс x (talexx)
Велосипед Мишка был отличителен тем что его резина на колесах была как у "взрослого" велосипеда камерная, в отличие от того же Дружка.
07.08.2006 | Макс Орлов (Максимус)
А у меня быд "Зайчик-люкс" - спереди и сзади фонари на квадратных батарейках:-)).
И еще был велик "Эврика" с каким-то ужасным рулем..
09.08.2006 | Павел Евстигнеев (Nbf)
Никто не вспомнил "Спартак" - аналог Школьника. Мой братец чудесно этого Спартака проапгрейдил, установив заднее колесо от Левушки. Представили? А я его в таком виде две недели назад у отца на даче обнаружил... С апгрейда прошло как минимум 20 лет...
Позже у братика была Сура с полноценной, мужской рамой, а я когда дожил до велика такого размера самостоятельно выбрал "большой" Аист. Тоже кстати жив еще - крылья - хром, сиденье жесткое из эрзацкожи. Помнится на Аисте этом у меня было сразу две корзины - на заднем, штатном багажнике и на переднем - результате тюнинга. Самое интересное у меня хватало ума засунуть в корзину заднего багажника кассетный магнитофончик, врубить его на полную громкость и в таком виде рассекать по городу под изумленные взгляды прохожих. А еще у меня на нем стоял самый настоящий спидометр, с одометром! А уж как я его выбирал... Стыдно сказать, но надпись курсивом АИСТ я по не понятной мне причине прочитал как AUCM - ну вы же понимаете, да? :) Недели через две только дошло...)
10.08.2006 | Кайрат Ахмурзин (kairat)
у меня был сперва "Школьник" его купили на средства скопленные в бутылку изпод шампанского монетами в 10 копеек была великая радость потом брали напрокат "Суру", "Урал". Ещё когда маленький можно было ездить под рамкой держась одной рукой за неё
11.08.2006 | evgeny (ded)
Незаслуженно забыли указать взрослые велики
-- Украина--(до сих пор с 1979 у меня жив
и в хорошем состоянии) и -Минск-
Вечно пацаны спорили ,что лучше,хотя были практически одинаковые.
1 2 3

Дополнить статью:

Авторизуйтесь, если хотите добавить свой комментарий.

Рубрикатор весь список

A..Z    0..9

Кино

Отечественные фильмы Зарубежные фильмы Мультфильмы Сериалы Актеры Режиссеры

СМИ

Радио Телевидение Журналы Газеты

Игры

Дворовые Настольные Игрушки Компьютерные Домашние

Школа

Уроки Пионерская организация Внеклассные мероприятия Аксессуары

Наука и техника

Транспорт Аудио-видео Бытовая Компьютеры

Разное

Музыка Литература Досуг Медицина Еда Одежда Спорт Фольклор Другое
© ООО «Нотамедиа», 2005-2017
По всем вопросам обращаться на e-mail: end@notamedia.ru
Мы делаем это возможным
Сайт создан и поддерживается компанией Notamedia


Rambler's Top100